БЦ Вант
ППРК-Сервис
ВРЕМЯ СТРОИТЬ

ВРЕМЯ СТРОИТЬ

Реализация проекта развития Мурманского транспортного узла позволит самому северному из незамерзающих портов России стать хабом. Это, в свою очередь, позволит укрепить позиции РФ в Арктике, поддержит разработки шельфовых месторождений углеводородного сырья, а также обеспечит возможность максимально использовать транзитный и ресурсный потенциал Мурманской области и прилегающего морского пространства.
Мурманский транспортный узел (МТУ) является крупнейшим транспортным узлом у северных берегов России, а Мурманский порт – самым северным из незамерзающих портов страны. Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» направлен на создание в Мурманске действующего круглогодичного глубоководного морского хаба. Реализовать его планируется к 2018 году. В рамках проекта будет построена новая железнодорожная ветка на левый берег Кольского залива (включая две железнодорожные станции и железнодорожный мост через Кольский залив), где на средства частных инвесторов будет возведен новый угольный перевалочный комплекс (Морской торговый порт Лавна), там же планируется строительство нефтетерминала.
Проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» реализуется в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» федеральной программы «Развитие транспортной системы России». Проект предусматривает финансирование за счет средств как федерального бюджета, так и частных инвесторов. По словам министра транспорта Максима Соколова, согласно Стратегии развития транспортной системы России до 2030 года, которая недавно была принята правительством РФ, на Мурманский транспортный узел будет приходиться около 70 млн тонн грузооборота – более десятой части грузов, обрабатываемых в морских портах страны сегодня.

АРКТИЧЕСКИЙ ПУТЬ
– Создание портов-хабов в России позволит не только укрепить международные связи, но и развить существующие и создать новые международные транспортные коридоры, в том числе Северный морской путь, – уверен генеральный директор Росморпорта Андрей Тарасенко. – Строительство портов-хабов повышает гибкость системы отраслевого взаимодействия и влечет за собой совершенствование государственного регулирования и поддержку развития портового хозяйства.
По мнению Андрея Тарасенко, реализация проекта позволит Мурманскому порту стать портом мирового значения, учитывая его географическое положение, подходящие глубины и климат.
– Развитие конкурентных преимуществ порта Мурманск позволит максимально реализовать транзитные возможности нашей страны, что будет иметь мультипликативный эффект для Мурманской области и Арктики, – констатирует глава Минтранса РФ Максим Соколов. – Благодаря своему уникальному географическому положению, Мурманский транспортный узел является одним из ключевых узлов глобальных транспортных коридоров между Азией, Европой и Северной Америкой. Именно поэтому развитие Мурманского транспортного узла является основным фактором не только развития Северного морского пути, но и укрепления позиций России в Арктике, разработки шельфовых месторождений углеводородного сырья.
– Это проект, который является залогом развития будущего Кольского севера. Мы строим не просто железнодорожную ветку на западный берег, мы строим свою дорогу в будущее, свой арктический путь, – комментирует губернатор Мурманской области Марина Ковтун.
И, несмотря на сокращение бюджетного финансирования многих направлений, Минтранс РФ намерен реализовать федеральную часть проекта развития МТУ в полном объеме. В рамках общего бюджетного процесса проект может потерять около 10%, однако, как заметил заместитель министра транспорта, незначительное сокращение не повлияет на его реализацию.
В частности, в сентябре прошлого года началось строительство объектов федеральной собственности в рамках проекта железнодорожной линии станция Выходной – мостовой переход через Тулому – станция Мурмаши-2 – станция Лавна. Строительная длина ветки составляет 46 км.
– Мы идем по графику, сейчас идут подготовительные взрывные работы в районе моста через реку Тулома. Думаю, все работы будут выполнены в предусмотренные проектом 48 месяцев, и даже быстрее. Кризис – это время вызовов, время строить. Наша задача – этим воспользоваться, – рассказал заместитель министра транспорта России Виктор Олерский о ходе реализации проекта.
– Строительство новых подходных путей, железнодорожной инфраструктуры, развития всего левого берега Кольского залива придаст совсем иное значение Мурманску как форпосту, как воротам к Северному морскому пути, – уверен Максим Соколов. – Хотя такими воротами являются Карские, но по-настоящему хаб, который будет обеспечивать транзитные потоки, служить для закрепления нашей страны и нефтегазовой отрасли на шельфе Баренцева моря и всего Северного Ледовитого океана, будет создаваться в Мурманске.
– Ряд компаний уже сегодня реализуют на базе морского порта Мурманск проекты по созданию береговых баз обеспечения разведки и добычи нефти и газа в Баренцевом и Карском морях, – рассказывает Марина Ковтун. – «Роснефть» также рассматривает возможность создания в морском порту Мурманск мощностей по перевалке и регазификации сжиженного природного газа, перевалке и переработке нефти с арктических месторождений. Серьезные производственные планы по созданию мощностей по перевалке в Мурманске нефти и нефтепродуктов есть у компаний ОАО АНК «Башнефть» и ОАО «Газпром нефть».
Еще одним из важнейших итогов реализации проекта станет возможность перенести из городской черты Мурманска пылящие портовые производства, предложив альтернативу в виде западного берега Кольского залива.
Также Мурманск рассчитывает стать портом-хабом для Арктической контейнерной линии, что предполагает создание контейнерного терминала и задействование рефрижераторных мощностей рыбного порта.

ДАЛЬНИЕ ЛИНИИ
Также в начале этого года был завершен один из инвестиционных проектов в порту Мурманск – открыт пирс дальних линий. Реконструкция пирса велась с 2012 года. В ходе работ были увеличены геометрические параметры, проведено дноуглубление и берегоукрепление пассажирского района. Длина причала увеличилась с 147 до 206,6 м, ширина – с 13,96 до 19,6 м.
Реконструкция пирса дальних линий морского порта Мурманск, наряду с реконструкцией морского вокзала и открытием участка морского пункта пропуска, – этапы проекта «Арктическая гавань» по развитию круизного туризма в Мурманской области. По оценкам ФГУП «Росморпорт», реализация проекта в перспективе обеспечит увеличение заходов в порт Мурманск иностранных круизных судов с 6 до 70 и позволит обслуживать на территории пассажирского порта от 70 тыс. человек в год. Кроме того, появится возможность улучшить условия для местных морских пассажирских перевозок.
– Я уверен, что введение в эксплуатацию нового пирса позволит принимать здесь суда других измерений и качества. Мурманск станет еще привлекательней для тех, кто хочет увидеть северные рубежи России, – отмечает Виктор Олерский.
– Морской фасад Мурманска должен быть красивым. Надеемся, что все намеченное выполним в установленные сроки, несмотря на сложную экономическую обстановку в стране. Есть указ президента, понимание в правительстве, выделенные средства. Я считаю, что как раз в сложившихся условиях развитие Мурманского транспортного узла будет в приоритете. Проект реконструкции морского вокзала сейчас проходит экспертизу, затем начнутся работы, результат которых мы увидим в сентябре 2016 года, – заверяет руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр
Давыденко.


Подготовила Славяна Румянцева