БЦ Вант
ППРК-Сервис
ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ

ОТ ПРОСТОГО – К СЛОЖНОМУ

Грузооборот морских портов России (без учета Крыма) в прошлом году увеличился на 4,9%, до 618,8 млн тонн, впервые превысив рубеж в 600 млн тонн. При этом портовые мощности Российской Федерации увеличились на 22,5 млн тонн, в том числе за счет реализации мероприятий по развитию инфраструктуры в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Усть-Луга, Высоцк и других.
Объем грузооборота Большого порта Санкт-Петербург в январе – декабре 2014 года составил 61,1 млн тонн, что на 6% превышает показатель 2013 года.
По данным Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, увеличение показателей произошло главным образом за счет погрузки минеральных удобрений (7,5 млн тонн, рост 26%), черных металлов (4,4 млн тонн, + 14%), металлолома (2,2 млн тонн, + 59%). Также вырос грузооборот контейнерных грузов (23,8 млн тонн, или 2,3 млн TEUs).
Общий грузооборот портов Финского залива (Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Высоцк) увеличился на 4% и составил 209,6 млн тонн.
Преодоление психологически важной отметки в 60 млн тонн свидетельствует о высоком уровне загрузки Большого порта Санкт-Петербург. Морские терминалы, исторически расположенные в Кировском районе Санкт-Петербурга, ограничены в территориальных резервах для развития. Для дальнейшего увеличения грузооборота планируется развивать перегрузочные мощности в аванпортах в районе железнодорожной станции Бронка, в Ломоносове, в Кронштадте.
Так, в сентябре 2015 года запланирован ввод в эксплуатацию многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка». Объект строится на южном побережье Финского залива.
Благодаря выгодному расположению, этот проект отвечает требованиям грузоотправителей, для которых важна близость к Петербургу, при этом он отвечает общемировой тенденции вывода портов за черту городов.
Строительство аванпорта объясняется еще и тем, что возможности дальнейшего развития Большого порта Санкт-Петербург в настоящее время практически исчерпаны. Действующий порт, который является хабом, – идеальная ситуация для развития, однако создать крупный траспортный узел, расположенный в черте города, сегодня практически невозможно.
Создание аванпорта «Бронка» реализуется в рамках «Концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург», заказчиками которой выступили Минтранс РФ и правительство города. Проект строительства инфраструктуры аванпорта входит в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)». ММПК «Бронка» будет включать в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Пропускная способность первой очереди ММПК «Бронка» позволит обрабатывать 1,45 млн TEUs контейнерных и 260 тыc ед. Ro-Ro грузов. В дальнейшем планируется увеличить мощность комплекса до 1,9 млн TEUs контейнерных и 260 тыс. ед. Ro-Ro грузов в год.
– ММПК Бронка – это проект, который развивает экспортно-импортный потенциал России и является хорошим примером, когда в условиях экономической нестабильности внебюджетные средства вкладываются в экономику, – уверен министр транспорта РФ Максим Соколов.

ПОРТ БРОНКА
Для обеспечения транспортной доступности ММПК «Бронка» к сентябрю 2015 года планируется создать железнодорожный подход к терминалу протяженностью 1,9 км.
– Порта без железной дороги не может быть, но дальнейшее расширение будет зависеть от роста заявок участников рынка. К сентябрю 2015 года пропускная способность железнодорожных подъездных путей будет составлять 475 тыс. тонн грузов в год, – рассказал исполнительный директор ООО «Феникс» (инвестор строительства аванпорта Бронка) Алексей Шуклецов.
Также сейчас обсуждается возможность строительства второго пути на железной дороге, соединяющей Бронку и Ораниенбаум. По его словам, это позволит увеличить пропускную способность дороги в четыре раза. Помимо этого прорабатывается проект строительства железнодорожной ветки между станциями Гатчина и Бронка.
– Согласно концепции развития аванпорта, Бронке ставится задача в итоге выйти на объем грузопотока не в 22 млн тонн в год, мощности под который мы сейчас строим, а на целых 60 млн тонн в год, или 5 млн TEU. Соответственно, под такой грузооборот необходимо увеличивать и пропускную способность железной дороги, – отмечает Алексей Шуклецов. – Сейчас ведется технико-экономическое обоснование (ТЭО) проектов. Ожидается, что к 2025 году данные маршруты уже будут работать.
По словам генерального директора АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Кирилла Полякова, грузооборот ММПК Бронка наращивается в три этапа, в соответствии с этапами строительства: с достижением потребности железнодорожных перевозок в размере 475 тыс. тонн в год – к 2017 году, 3914 тыс. тонн в год – к 2019 году и 18 590 тыс. тонн в год – к 2030 году.
Для обеспечения потребностей первого этапа в объеме 475 тыс. тонн в год ОАО «РЖД» были выпущены технические условия на строительство пути необщего пользования ММПК «Бронка», которые в настоящее время реализуются.
Для обеспечения же потребностей второго и третьего этапов необходимы значительные капитальные затраты на строительство новой линии, реконструкцию станций и переорганизацию движения.
Для обеспечения второго и третьего этапов и для организации пропуска дополнительного грузопотока по данному направлению в Генеральной схеме развития железнодорожного узла транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области предусмотрены следующие мероприятия:
– строительство новой линии Горелово – Бронка. Строительство однопутной электрифицированной линии с возможным последующим строительством второго главного пути. 2021–2025 годы – 10 880 млн рублей. Предлагаемый источник финансирования – внебюджетные средства, за исключением средств ОАО «РЖД» (средства сторонних инвесторов, заинтересованных в доставке грузов в аванпорты Большого порта Санкт-Петербург и в порт Усть-Луга);
– строительство новой соединительной линии Мозино – Тайцы. Строительство однопутной электрифицированной линии с возможным последующим строительством второго главного пути. 2021–2025 годы – 1257 млн рублей. Предлагаемый источник финансирования – внебюджетные средства, за исключением средств ОАО «РЖД» (средства сторонних инвесторов, заинтересованных в доставке грузов в аванпорты Большого порта Санкт-Петербург и в порт Усть-Луга);
– реконструкция станции Бронка. Переустройство путевого развития в связи с примыканием новой линии Горелово – Бронка. 2016–2020 годы – 610 млн рублей. Предлагаемый источник финансирования – внебюджетные средства, за исключением средств ОАО «РЖД» (средства сторонних инвесторов, заинтересованных в доставке грузов в аванпорты Большого порта Санкт-Петербург и в порт Усть-Луга).
Дирекцией был проведен анализ решений, заложенных в генеральную схему, и сделан вывод о необходимости более глубокой проработки в связи с рисками значительного повышения стоимости реализации мероприятий в части компенсационных затрат на выкуп земельных участков в полосе отвода, так как вся трасса по генеральной схеме проходит в основном по земле частных собственников, с планами капитального строительства.
По заказу дирекции с привлечением средств ООО «Феникс» разрабатывается предпроектная документация по объекту: «Развитие подходов к ММПК Бронка», исполнителем данных работ является ОАО «Ленгипротранс».
Цель предпроектных проработок – выбор трассы новой железнодорожной линии, оценка стоимости и сроков реализации мероприятий развития железнодорожной инфраструктуры, внесение изменений в генеральную схему железнодорожного узла и внесение изменений в градостроительную документацию для минимизации расходов на высвобождение полосы отвода.
На текущей стадии проработок определены три варианта прохождения трассы и выполнена их предварительная оценка строительства без стоимости выкупа земельных участков. Рекомендованным институтом является вариант № 2. Одним из определяющих факторов при выборе варианта была наименьшая эксплуатационная длина и наименьшее количество искусственных сооружений.
Вариант, заложенный в генеральную схему развития железнодорожного узла, имеет наибольшую строительную стоимость, наибольшую эксплуатационную длину, проходит по землям особо охраняемых природных территорий, а также в районах плотной жилой застройки вдоль Кольцевой автодороги. В связи с этим дирекция прорабатывает еще два варианта прохождения железнодорожного пути.
Окончательный выбор возможно сделать после завершения кадастровой инвентаризации и получения принципиальных согласований от землепользователей, которые проводятся в настоящий момент.
При положительном заключении и одобрении Министерством транспорта Российской Федерации планируется подача заявок в ФКУ «Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы „Модернизация транспортной системы России”» и Федеральное агентство железнодорожного транспорта для включения в федеральную целевую программу.

УСТЬ-ЛУГА
По итогам 2014 года железнодорожный грузооборот морских портов, обслуживаемых Октябрьской железной дорогой, составил 115,9 млн тонн, что на 13% (или на 13,1 млн тонн) выше уровня 2013 года и в три раза превышает уровень 2003 года.
Существенный объем прироста обусловлен, прежде всего, планомерным развитием перегрузочных комплексов в морском торговом порту Усть-Луга. Железнодорожный грузооборот порта Усть-Луга продолжил динамику роста и за 12 месяцев 2014 года увеличился к уровню аналогичного периода 2013 года на 30%, составив в целом 49,9 млн т. Более того, 5 декабря 2014 года на станции Лужская был установлен рекорд выгрузки – 3500 вагонов.
Перегрузочный комплекс Усть-Лужского транспортного узла с непосредственным участием железной дороги успешно действует на берегу Финского залива в течение 10 лет. Постоянно возрастающие объемы работы порта Усть-Луга диктуют необходимость своевременного развития железнодорожной инфраструктуры и изменения технологий работы перевозочного процесса не только на полигоне Октябрьской дороги, но и на полигоне сети дорог.
В 2014 году значительный объем инвестиций ОАО «РЖД» был направлен на реализацию важнейших проектов, имеющих высокую экономическую значимость для развития Северо-Западного региона, в числе которых «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива». Объем инвестиций ОАО «РЖД» в реализацию данного проекта в 2014 году составил 17,2 млрд рублей.
Отметим, что в прошлом году инвестиционным комитетом ОАО «РЖД» было одобрено увеличение затрат по проекту «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» на сумму 5,2 млрд рублей.
Реконструкция подходов к порту Усть-Луга началась в 2005 году и будет продолжаться до 2020 года. При этом запланирован постепенный ввод в строй объектов, что будет синхронизировано с наращиванием грузопотока в адрес порта.
В настоящее время на Усть-Лужском узле работают три станции: Лужская-Северная, Лужская-Нефтяная, Лужская-Южная, а также парк отправления (10 путей) станции Лужская-Сортировочная. Еще шесть путей в парке отправления введены в декабре прошлого года.
В 2015 году проект будет продолжен, на его реализацию будут направлены инвестиции в размере 12,5 млрд рублей. В этом году в рамках проекта планируется ввести в эксплуатацию парк прибытия (семь путей), сортировочную горку, оборудованную системой MSR-32 фирмы «Сименс», и сортировочный парк (в июле 2015 года – 16 путей, в декабре 2015 года – еще 16 путей), в парке отправления дополнительно уложить три пути.


Подготовила Славяна Румянцева