БЦ Вант
ППРК-Сервис
ЭЛЕМЕНТ СБОРКИ

ЭЛЕМЕНТ СБОРКИ

Одним из необходимых элементов для монолитного строительства, ставшего в последнее время столь популярным, являются опалубочные системы. Правильно подобранная качественная опалубка оказывает непосредственное влияние на качество возведенной конструкции и отдельных ее элементов, наряду с характеристиками и рецептурой бетонной смеси, соблюдением норм и требований к выполнению строительных работ.

УЧАСТНИКИ КРУГЛОГО СТОЛА «ЭЛЕМЕНТ СБОРКИ»

Харийс Чика, генеральный директор ООО «ПЕРИ»
Валентин Кан, генеральный директор «ТСС Групп»
Роман Селезнёв, директор по опалубочным системам ГК «ПромСтройКонтракт»
Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «СВЕЗА»
Алексей Решетов, директор по продажам ЗАО «АлюмоСистем-Монолитстрой»
Виталий Старицин, начальник ПТО ЗАО «ФАРЕЗИН СПб»

– Какие изменения могут, на ваш взгляд, произойти в 2015 году на рынке оборудования для монолитного строительства и опалубки? Каков ваш прогноз развития рынка опалубочных систем?

Харийс Чика:
– Изменения экономических условий в России затронули всех игроков строительного рынка. Повышение цен на продукцию заметно не только у иностранных компаний, но также и у российских производителей строительного оборудования, что связано с ростом цен на сырье, исходный материал. Многие компании сейчас заняты перенастройкой своей стратегии, разработкой новых инструментов и предложений для удержания своих позиций.
В 2015 году произойдет некий отбор. На рынке опалубки останутся наиболее устойчивые, сильные производители и поставщики, которые имеют возможность не только удовлетворить потребности заказчика в новых условиях, но также вкладывать в развитие технологий. Конечно, в связи с уменьшением рынка усилится конкуренция, при этом финансовая состоятельность клиентов ухудшится.

Валентин Кан:
– Основная тенденция этого года заложена внешними условиями, и она не связана со строительными технологиями. Четко заметно повышение цен, связанное с увеличением цен на рынке металла, как наиболее ориентированном на экспорт и зависимом от валютной ситуации. В меньшей степени, но повышается стоимость и древесины. Цены на российскую опалубку растут, но значительно медленнее, чем на оборудование зарубежных производителей, продающих в валюте.
Другой вопрос, что бюджеты на опалубочное оборудование строители формировали в иных условиях, и сейчас идет сложный процесс перехода рынка на изменившиеся цены. Стоит ожидать, что этот переходный период продлится до середины весны и закончится с традиционным весенним изменением цен на древесину. Далее строительные компании, вероятнее всего, будут двигаться двумя путями контроля затрат на опалубку: закупка максимально дешевого и некачественного оборудования – или приобретение и повышение оборачиваемости качественных систем.
Если посмотреть на мировой опыт, то становится понятно, что нас ждет и более активное развитие аренды. В Европе примерно 70% опалубки находится в аренде: это выгодно для строительных компаний. А значит, эта практика может пригодиться и для наших клиентов. «ТСС Групп» развивает аренду уже давно и не планирует уменьшать свои усилия в этом направлении в текущей экономической ситуации.

Виталий Старицин:
– Если говорить о продаже новой опалубки, то цены на нее, конечно, вырастут. Уже с начала года многие подняли стоимость опалубки стен на 10–15% и перекрытий на 7–10%, сейчас грядет вторая волна повышения цен. Возможно подорожание до 20%. Мы, в свою очередь, пошли по пути оптимизации затрат и уменьшения рентабельности, поэтому в первом квартале 2015 года нам удалось удержать цены на уровне 2014 года.
В сегменте аренды цены в среднем остались на уровне прошлого года. Думаю, во втором квартале они поднимутся: так как новая опалубка подорожает, увеличится спрос на аренду. В первую очередь начнут увеличивать арендные ставки «мелкие» компании, те, у которых опалубочных систем мало, ближе к лету и основные игроки рынка – наши конкуренты.
В целом по рынку у многих строительных компаний выжидательная позиция. Строят, по максимуму используя купленное ранее оборудование, докупают б/у опалубку или берут в аренду. Ждут стабилизации в стране.

Роман Селезнёв:
– В условиях кризиса большую роль начинает играть развитая логистическая цепочка. Опыт кризиса 2008 года показал, что деньги в атмосфере кризиса появляются неожиданно и строители сразу ждут отдачи. Утром – деньги, вечером – опалубка уже стоит. В этих условиях большую роль играет возможность сохранить потоковое производство качественной опалубки и постоянное ее наличие на складах по всей стране.
В кризисную эпоху опытный строитель не будет менять требования к качеству продукта, он повышает требования к услугам – за те же деньги.

Алексей Решетов:
– Мы ожидаем, что появится больше предложений по продаже опалубки б/у по более низким ценам, а спрос на аренду опалубки сократится, поскольку сокращается объем строительства в целом. Стоимость же нового оборудования неизбежно повысится, и это уже происходит: на импортное оборудование – в связи с ростом курса валюты, на российское – в связи с привязкой некоторых цен на сырье (например, алюминий) к ценам Лондонской биржи.

Юлия Ермакова:
– В этих условиях наметившаяся тенденция вытеснения высокотехнологичной российской продукции и замена ее на более дешевую, низкосортную китайскую вызывает тревогу, поскольку не только чревата физическими рисками при возведении зданий и сооружений, но и отрицательно влияет на развитие одной из немногих высокотехнологичных отраслей в России. Международный опыт показывает, что с подобным демпингом нужно и можно эффективно бороться, поддерживая отечественных производителей и стимулируя добросовестную конкуренцию внутри страны.

– Насколько актуален вопрос импортозамещения в данном сегменте строительного оборудования?

Валентин Кан:
– Несомненно, актуален. Собственно, все российские производители элементов опалубочных систем идут этой дорогой, но в данный момент сложилась уникальная ситуация, когда процесс может пойти лавинообразно: все будет зависеть от платежеспособного спроса. За иностранными производителями останется сегмент узкопрофильного, высокотехнологичного и, следовательно, редко используемого оборудования. Оно, вероятно, не появится у российских производителей в ближайшие пять лет. Иными словами, отечественные компании в состоянии обеспечить импортозамещение на более чем 80% типов элементов опалубочных систем.

Юлия Ермакова:
– В условиях кризиса на передний план выходит прежде всего универсальность систем. В эпоху неопределенности строитель не может держать большой арсенал оборудования: надо брать то, что одинаково хорошо может работать на объектах разного типа. То есть такую опалубку, которая будет закрывать сразу несколько задач и окупаться за счет этого. Это развязывает руки строителю.

– Назовите основных игроков рынка по производству видов опалубки.

Харийс Чика:
– По способу использования опалубка делится на две большие группы: съемную и несъемную.
Среди игроков рынка съемной опалубки широко представлены такие компании как PERI, Doka, ПСК, «Техноком БМ», «Сталформ Инжиниринг», «Мекос», ДАК.

Алексей Решетов:
– Сегодня на российском рынке опалубки работает много игроков. Некоторые из них не имеют производства в России (это, например, немецкие компании Peri, Doka, Meva, Hunnebeck), и конечно, в связи с ростом курса валюты цена на их оборудование растет. Другие компании (например, «Промстройконтракт», «Капиталстройиндустрия», «Агрисовгаз», «Сталформ») имеют собственные производственные мощности в России, и это позволяет им не зависеть так сильно от меняющегося курса рубля. Мы также производим опалубку из 100% российских материалов, на собственном производстве, и это дает нам возможность сегодня не повышать наши цены на аренду и продажу нашей продукции.

Виталий Старицин:
Несъемную опалубку на наш рынок поставляют Velox и Durisol. В числе производителей дорогой съемной (сталь и алюминий) опалубки – немецкие и австрийские компании. В среднем ценовом сегменте – итальянские фирмы, например Faresin. Самые бюджетные опалубочные системы – у российских производителей, но их качество не всегда соответствует ГОСТ.
Пластиковую опалубку производят итальянские, корейские, а также российские производители.
Пластиковая и деревянная опалубка, по большому счету, одноразовая. Применение ее возможно для коттеджного строительства, но здесь ей конкуренцию составит аренда инвентарной опалубки.

Валентин Кан:
– В связи с новой экономической ситуацией сегодня сложно определить основные компании, которые влияют на рынок или формируют его. Этот вопрос будет актуален после стабилизации рыночной ситуации. Будет зависеть от того, кто в каком качестве выйдет из сложившегося кризиса. Флагманы и отстающие легко могут поменяться местами.

– Какие технические характеристики опалубочных систем выходят сегодня на первый план? За счет чего они улучшаются?

Харийс Чика:
– Строительные компании сегодня отдают предпочтение высокотехнологичным системам опалубки. Застройщики стали ценить эффективность процесса производства работ на площадке и качество получаемого результата – бетонной поверхности. Кроме того, усложнилась архитектура сооружений, строительные проекты становятся все более амбициозными. Вместе с этим развиваются и технологии опалубочной отрасли.
Чтобы удовлетворять современным потребностям, опалубочные системы должны отвечать сразу нескольким требованиям:
– технологичность, позволяющая вести строительство эффективно в максимально короткие сроки;
– оборачиваемость, гарантирующая возможность многократного использования оборудования при сохранении его качества;
– высокая несущая способность, выдерживающая огромные нагрузки от свежезалитого бетона;
– качество архитектурной поверхности бетона, получаемой в результате использования опалубки;
– малый вес, дающий возможность монтажа/демонтажа без использования крана.

Валентин Кан:
– Скорее, не технические параметры, а связанные с ними приемы недобросовестной конкуренции. В частности, речь идет о толщине металла несущих элементов опалубки. Классическая телескопическая стойка опалубки перекрытия, например, должна иметь толщину стенки внутренней трубы 2,5 мм, а наружной – 2 мм. Нет ничего плохого в том, что на рынке появились облегченные стойки, в которых толщины стенок 2 мм и 1,5 мм соответственно. Но мы довольно часто сталкиваемся с ситуацией, что они продаются как полноценные, и покупатели лишь по факту получения узнают, что приобрели элемент с несущей способностью и долговечностью ниже, чем рассчитывали, причем в разы. Такая же ситуация наблюдается в опалубке стен. Стандартный в настоящее время обвязочный профиль в 2,5 мм на поверку часто оказывается 2,3 и даже 2,0 мм. Остается открытым вопрос и о качестве самого металла в погоне за дешевизной. Компания «ТСС Групп» всегда тщательно следит за всеми параметрами качества своей продукции, и это моя личная позиция: качество прежде всего.

Юлия Ермакова:
– Фактор сроков поставки, как мы уже говорили, становится даже актуальнее технических характеристик. При появлении финансовых средств у строителя он тут же готов их вложить в приобретение оборудования, но только если оборудование будет в тот же день. В кризис все смещается в краткосрочную плоскость и высока роль услуг, обеспечивающих скорость «отбития» денег.
Большую роль в таких условиях играет доверие к брендам. Компании, которые проработали на российском рынке более 10, иногда даже 20 лет, могут поручиться за качество своего продукта. Названия их систем – «Дельта», «Гамма», «Опрус» – известны строителям, и те могут быть уверены, что дорожа, своим брендом, производители не будут снижать качество даже в кризис.

Виталий Старицин:
– На сегодня первостепенную важность имеет цена элемента, на технические характеристики многие сразу не обращают внимание, а это в корне не верно. В первую очередь это безопасность. Далее – скорость производимых работ, а, как вы знаете, «время – деньги». И, конечно, качество. Работая на оборудовании (опалубке) I класса в соответствии с ГОСТом, вы изначально получите гладкие, ровные стены, колонны и перекрытия, вам не потребуется дополнительных вложений на выравнивание или переделку. Можно вначале сэкономить, а потом потратится на допработы, материал и прочее. Поэтому лучше сразу все просчитать наперед, а не гнаться за минимальной ценой. Целесообразнее доплатить 10–15%, но получить сертифицированное, проверенное опалубочное оборудование с протоколом испытаний, на котором вы будете строить много и долго.

– Самые популярные и востребованные виды опалубочных систем сегодня? Какие имеют наибольшие перспективы?

Харийс Чика:
– Если говорить о типах конструкций опалубочных систем, то для уменьшения сроков строительства чаще используется щитовая опалубка, так как она универсальна и проста в использовании. При этом балочно-ригельные системы незаменимы при строительстве мостов, тоннелей, промышленных сооружений (атомных электростанций), высотных сооружений.
Все чаще для высоких перекрытий застройщики используют системы лесов. А для опалубки самого перекрытия больше применяются модульные конструкции (столы), которые позволяют сократить время демонтажа конструкции при переносе ее на следующий этап. При этом требуемая численность персонала может быть уменьшена в два раза.
Здесь необходимо учитывать, что каждая система предназначена под конкретный объект, задачи и условия строительства.

Виталий Старицин:
– Опалубка стен, колонн, перекрытий, лифтовых шахт. Так как в стране запланировано строительство бюджетного жилья, а это, как правило, типовые монолитно-каркасные высотки, то наибольшие перспективы имеет опалубка колонн и опалубка перекрытий «на столах».
Валентин Кан:
– В щитах опалубки стен традиционно в российских изделиях используется коробчатый профиль. Основной его недостаток – неремонтопригодность. Практически любое повреждение одной из сторон рамы часто приводит к отбраковке всего щита. Тем не менее, это востребованный рынком продукт, поскольку в альтернативе – только европейские системы с непомерной сейчас ценой. Мы нашли свое решение, и в настоящее время «ТСС Групп» выводит на рынок щиты с мощным усиленным открытым профилем толщиной 5 мм, что на данный момент является самым перспективным новым продуктом на рынке опалубки.

– На что в первую очередь обращают внимание компании, выбирая опалубочные системы?

Харийс Чика:
– При выборе опалубки заказчик обращает внимание на безопасность использования, надежность, высокую несущую способность оборудования. При строительстве сложного объекта нестандартной формы (например, небоскреб, тоннель или мост) может ли набор систем быть рассчитан и укомплектован индивидуально под запрос, отвечая задачам и условиям конкретного проекта? Не у всех компаний системы опалубки обладают широким спектром применения. При этом у производителей высокотехнологичной продукции системы универсальны и могут быть использованы для разных целей. Таким образом, докупать другие элементы или системы целиком просто нет необходимости.
При выборе поставщика опалубки заказчик обращает внимание и на предлагаемые услуги: разработка проекта установки (инженерное сопровождение), инструктаж, шеф-монтаж (супервайзинг), чистка и ремонт оборудования, доставка.
Этот набор услуг – стандартный, и его оказывают большинство компаний. Сами по себе разработка проекта, доставка, инструктаж, чистка и ремонт уже не являются преимуществами, выделяющими игрока на рынке опалубки. Другой вопрос, если поставщик делает какое-либо нестандартное предложение или качество оказываемых услуг – заведомо на высоком уровне (специалисты, которые будут проводить обучение и оказывать инженерное сопровождение, – действительно опытные профессионалы в своем деле).
Компания PERI выделяется за счет таких нестандартных услуг, как аренда оборудования и полное сопровождение арендного проекта, от начального обучения до регулярного присутствия на строительной площадке, т. н. PERI Service team.
Помимо прочего, сегодня особенно важна стабильность компании-исполнителя, ее гарантии по соблюдению сроков поставки, особенно если речь идет о большом объеме. Кроме того, порой заказчик может получить недостаточно высокий уровень технической проработки проекта или не совсем оптимальное решение по комплектации материала.

Валентин Кан:
– Несомненно, все имеет значение, ведь уровень сервиса поставщика опалубки дает строительной компании уверенность в своевременном и качественном выполнении работ. Особенно стоит обратить внимание на уровень инженерно-проектных подразделений, разрабатывающих собственно схемы расстановки опалубки, специальный план привязки и план производства работ, оптимизированный под задачу конкретного клиента. Для «ТСС Групп» это одна из ключевых компетенций, позволяющих нам работать со сложными инфраструктурными проектами – в частности, производить уникальные конструкции опалубки опор мостов и эстакад.

Юлия Ермакова:
– При выборе фанеры (неотъемлемой составляющей опалубочной системы) важно проверить покрытие и торцы, ведь именно это обеспечивает влагостойкость материала. Среди строителей пользуется доверием отечественная ламинированная березовая фанера, у которой гладкая поверхность и хорошо прокрашенные торцы. Чего, например, не скажешь о фанере из Китая, которая, по словам строителей-практиков, расслаивается внутри и трескается под ногами.

Виталий Старицин:
– Компании, в первую очередь, обращают внимание на цену, качество. Потом – проект раскладки, возможный инструктаж на объекте, предоставление инструкций, организация доставки и т. д.

Подготовила Славяна Румянцева