ппрк
ППРК-Сервис
Тормоз на старте

Тормоз на старте

Мероприятия по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства реализуются медленнее, чем планировали федеральные власти. Первые результаты, по признанию чиновников, появятся не ранее первого квартала 2013 года.

Документ «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» более известный как «дорожная карта» призван упростить и усовершенствовать административные процедуры на всех стадиях строительства, начиная от подготовки градостроительной документации и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. В «дорожной карте» прописаны мероприятия, которые должны сократить количество процедур, времени и средств, необходимых для реализации проектов.

В качестве контрольных показателей реализации «дорожной карты» выбран рейтинг Doing Business, который ежегодно готовит Всемирный банк. В 2012 году в России по официальной статистике для получения разрешения на строительство застройщику необходимо было пройти 51 процедуру, затратив 423 дня и значительный объем средств. Это 178-е место в рейтинге – результат не радостный.

Благодаря принятию новых законов и нормативных актов, обозначенных в «дорожной карте», к 2018 году количество процедур должно быть сокращено до 11, время – до 56 дней, а финансовые затраты должны снизиться на 83%. В итоге Россия должна подняться в рейтинге на 34-е место.

Земля – муниципалитетам!

В «дорожной карте» выделено несколько направлений. Первое направление – формирование земельных участков и разработка градостроительной документации. Здесь, например, предусматривается разработка законопроекта по передаче части земельных участков, находящихся в государственной собственности, муниципалитетам. В обязанности органов местного самоуправления также будет входить утверждение долгосрочных программ по реализации генпланов, предусматривающих мероприятия по строительству инфраструктуры. Предполагается, что органы местного самоуправления будут дифференцированно подходить к перечню обязательств застройщика по созданию транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры в зависимости от инвестиционной привлекательности муниципального образования.

Новые нормативные акты должны стимулировать органы государственной власти и монополии к обеспечению земельных участков под жилищное строительство объектами инфраструктуры, включая схемы государственно-частного партнерства.

Планируется также принять закон, отменяющий деление земель на категории – следовательно, отпадет необходимость переводить землю из одной категории в другую.

Жизнь без экспертизы?

Второе направление «дорожной карты» -– государственная поддержка комплексного освоения территорий – предусматривает установлениеисчерпывающего перечня административных процедур и документов в сфере жилищного и промышленного строительства.

Важное нововведение – подготовка федерального закона, вводящего уведомительный порядок начала строительства при наличии у застройщика всех необходимых документов и положительного заключения экспертизы. Исключение будет действовать только в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Предусматривается также установление процедуры административного обжалования действий или бездействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Ряд мероприятий будет направлен на поэтапное упрощение процедуры ввода объектов в эксплуатацию путем заключения договора со страховыми компаниями и при условии подтверждения стройнадзором соответствия построенных объектов требованиям законодательства РФ. При этом предусматривается развитие института негосударственного строительного надзора.

Одна из спорных инициатив касается поэтапной отмены обязательной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации (за исключением особо опасных объектов).

Еще одно направление «дорожной карты» связано с развитием рынка арендного жилья.

В конце 2012 года на заседании Правительства РФ министр экономического развития Андрей Белоусов признал, что из всех «дорожных карт» строительная – самая проблемная с точки зрения реализации. Сроки исполнения мероприятий, прописанных в «дорожной карте» строительства, срываются, поэтому никаких улучшений к началу года не произошло. Министр предположил, что результаты появятся не ранее первого полугодия 2013 года.

Помимо нарушения сроков реализации мероприятий министр отметил и негативную оценку разрабатываемых документов со стороны представителей бизнеса.

Точка зрения

Сергей Спасеннов, руководитель Санкт-Петербургской практики, партнер компании «Пепеляев Групп»:

В «дорожной карте» почему-то было выбрано всего три направления, хотя предложений было гораздо больше. Некоторые из предложенных мер, наверное, облегчат ведение бизнеса, сократят административные барьеры. Например, предложение о передаче земли муниципалитетам не так важно для Петербурга и Москвы, но для остальных регионов это актуально. Что касается отмены экспертизы, надзора, введения уведомительного порядка начала строительства, то здесь пока четкого понимания, как это будет реализовано, нет. По поводу арендного жилья не берусь ничего комментировать, но не думаю, что строительная отрасль нуждается в серьезной реформе этого сегмента.

А вот введение ответственности чиновников за принятие тех или иных решений необходимо!

Игорь Водопьянов, управляющий партнер УК «Теорема»:

– Можно принимать любые законы, вопрос в том – насколько их будут готовы выполнять власть и участники строительного рынка. На данный момент я вижу полное игнорирование текущего законодательства. Есть намерения, но нет правовых оснований – в результате применяется так называемое ручное управление. На мой взгляд, такая ситуация в Петербурге сохранится и в ближайшие два года. Другая проблема связана с тем, что власти районного уровня по-своему трактуют текущее законодательство. У каждого районного инспектора есть свое видение того или иного документа. Еще одна проблема – существующая законодательная ткань плохо применима к большим проектам.

Михаил Возиянов, генеральный директор «ЮИТ Санкт-Петербург»:

– Пока «дорожная карта» является лишь декларацией о намерениях, заявленные меры реализуются медленно. Полностью согласен с идеей отмены деления земель по категориям, это рудимент, который давно надо было убрать.

Спорным является вопрос, связанный с финансированием социальной и транспортной инфраструктуры в рамках КОТ. Кстати, в «дорожной карте» говорится о совместном финансировании инфраструктуры муниципалитетами и застройщиками. Реальное же обсуждение сдвигается в плоскость того, чтобы всю нагрузку переложить на застройщика. Это печально, поскольку из-за этого ряд проектов будет свернут.

Интересная новация – введение уведомительного порядка начала строительства. Она потребует от застройщика нового уровня самодисциплины. Пока не понятно как, но в этом направлении можно двигаться. Что касается отмены экспертизы проектной документации, то это серьезно изменит ситуацию. Большая ответственность ляжет на проектировщиков и архитекторов, которые будут нести полную ответственность за разработанную документацию, а рынок экспертизы резко сузится.

 

Наталья Соколова