ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
Симфония стекла и камня

Симфония стекла и камня

Вновь построенный комплекс зданий Академии танца Бориса Эйфмана не случайно привлекает повышенное внимание профессионалов строительной отрасли. Этот объект воплотил в себе нестандартные архитектурные решения, передовые технологии и инновационные материалы.

О том, как проходила реализация одного из самых интересных, имиджевых проектов Петербурга рассказывает генеральный директор компании ООО «ПСБ «ЖилСтрой» Александр Владимирович Желиостов .

– Академия танца Бориса Эйфмана – объект для нашего города, не побоюсь этого слова, уникальный. Проект, выполненный архитектурным бюро «Студия 44», сам по себе необычен. По замыслу авторов, он гармонично соединяет в себе классику и современность, что, как мне кажется, созвучно с идеями и творчеством самого Бориса Эйфмана.

Комплекс зданий Академии располагается в историческом квартале старого Петербурга между улицами Большая Пушкарская, Лизы Чайкиной и Введенской, на месте бывшего здания кинематографа «Ассамблея», одного из первых кинотеатров России. Само здание было демонтировано, однако фасад его восстановлен в полном соответствии с задумкой архитекторов 1911 года и органично вписан в современный комплекс. Белоснежный фасад в стиле неоклассицизма дополняет неожиданное продолжение в виде стены, в кирпичной кладке которой каждый узнает примету сегодняшнего времени – QR-код с зашифрованными высказываниями о балете. Смелое и красивое сочетание.

– В архитектуре зданий использовано очень много светопрозрачных конструкций, что не совсем обычно для нашего северного города. Что легло в основу такой концепции?

– Академия задумана как учреждение закрытого типа, организованное по модели императорских балетных училищ. Перед архитекторами стояла непростая задача: создать комфортные условия для постоянного проживания и репетиций 235 детей и 80 их наставников. При этом необходимо было сделать учебные помещения максимально светлыми. Сложность заключалась в том, что комплекс возводился на небольшой внутриквартальной территории. К тому же, учитывая естественную затемненность нашего города, для хорошего освещения потребовались бы колоссальные энергомощности. Так, все рекреации и балетные залы получили полупрозрачные стены. Кроме того, стекло придает Академии визуальную легкость, воздушность, что соответствует самой природе танцевального искусства. Очень эффектно выглядит стеклянный атриум, сквозь который словно стрела проходит 18-метровая стеклянная люстра.

Сегодня Академия представляет собой комплекс из двух зданий – жилого и репетиционного. По их расположению они получили названия – северное и южное. Так, в южном здании, дугообразном корпусе, расположились жилые помещения интерната и медицинский центр. Северный корпус вместил в себя многочисленные учебные классы, административные помещения, спортивный комплекс с бассейном и 14 балетных залов, один из которых рассчитан на постановку учебных спектаклей. Все залы и рекреации связаны между собой системой коммуникаций-лестниц, лифтов, переходных галерей. Пространство между жилым и учебным корпусами решено в виде остекленного атриума, чтобы можно было свободно перемещаться из одного корпуса в другой, не выходя на улицу. Интересную конструкцию представляет собой перекрытие атриума – своеобразную гряду двускатных кровель. Подобная «гармошка» позволяет наиболее оптимально организовать систему естественной вентиляции и освещения, а также создает причудливую игру света и тени.

– Работа в стесненных условиях существующей жилой застройки создает дополнительные трудности для строительной компании…

Совершенно верно. Трудностей было много. Во-первых, близость жилых зданий прошлого и позапрошлого века, фундаменты которых могли просто не выдержать такого масштабного строительства. Кроме того, высотные ограничения не позволяли комплексу расти вверх, поэтому пришлось максимально использовать подземное пространство. Так фундамент под зданиями заглублен на 4 м вниз, а под бассейн – на 6 м. В условиях слабых петербургских грунтов свайное основание было решено устраивать буронабивным методом. Работы большегрузной техники, динамические колебания почвы могли привести к обрушению соседних зданий. Поэтому мы основательно укрепили фундаменты близлежащих домов и осуществляли постоянный мониторинг их состояния.

Кроме того, перенасыщенность участка застройки инженерными системами превысила все мыслимые пределы. А комплекс Академии – достаточно энергоемкий объект. Все сети пришлось выносить из пятна застройки. Для подключения объекта к городским электрическим сетям мы построили трансформаторную подстанцию с учетом увеличения будущих мощностей. И весь комплекс работ выполнен в сжатые сроки – всего за два года. Естественно, многое зависело от грамотной организации труда, четкого взаимодействия всех подразделений, всех подрядчиков и поставщиков.

– Какой опыт вы приобрели для себя в работе над этим объектом?

– Прежде всего нам было интересно поработать с новыми строительными технологиями и материалами. К примеру, для облицовки фасадов впервые в России была использована система крепления Baut. Она представляет собой кронштейны из нержавеющей стали, на которые монтируется кирпичная кладка. Таким образом, вентилируемый фасад с воздушным зазором, утеплителем визуально выглядит как монолитная кирпичная стена.

Много интересных материалов было применено во внутренней отделке зданий. Так, в устройстве пола балетных залов по рекомендации Бориса Эйфмана мы использовали специальные балетные полы немецкой компании TopSportс амортизирующими и звукоизоляционными свойствами. Вообще для того, чтобы ученики и преподаватели не отвлекались на посторонние шумы, отделочные материалы подбирались специально по акустическим характеристикам. Также цветовое оформление внутренних помещений решено в светлых, радостных тонах. Натуральное дерево, светлый дуб, травертин – все приближено к естественности. Тем не менее интерьеры не выглядят скучными, так как каждый из 14 залов имеет свой цветовой акцент. Большое количество витражей для усиления стойкости цвета покрыты специальной краской, сделанной на заказ в Финляндии.

Один из репетиционных залов спроектирован как зал-трансформер, с выдвижными трибунами, возможностью организации сценического пространства, системы декораций, занавесов и другого оборудования.

Особо хотелось бы отметить мультимедийный комплекс Академии. Он включает в себя самые современные на сегодняшний день технологии. Каждый репетиционный зал оснащен системами записи, чтобы можно было в любой момент просмотреть нужный эпизод урока. Кроме того, вся информация выводится на центральный монитор, установленный в кабинете директора, и при необходимости он может наблюдать за учебным процессом. На мой взгляд, Академия вобрала в себя все лучшее, что существует в мире для подготовки артистов балета. Не случайно Борис Львович Эйфман лично участвовал в разработке концепции своего проекта.

– Закончено возведение первой очереди комплекса, каков следующий этап?

– На очереди – реставрация деревянного особняка Ю. К. Добберт – И. Б. Штейкмана. Наша задача – сохранить исторический облик здания, приспособив его под новые условия эксплуатации. После реставрации в нем разместятся медиатека и музей Академии. Несмотря на плотность застройки, было решено сохранить небольшой исторический сад, окружающий особняк, который после благоустройства превратится в открытый прогулочный дворик для учащихся. Но уже сегодня Академия полностью готова принять будущих звезд российского и мирового балетного искусства.

 

Общая площадь: 11 290 кв. м.

Площадь интерната, включая жилые комнаты: 2 541 кв. м.

Площадь участка: 4 852 кв. м.

Площадь застройки: 3000 кв. м.

Этажность: 4 этажа

 

Беседовала Елена Рачкова