ППРК-Сервис
ППРК-Сервис
ЛЕТЕТЬ ВПЕРЕДИ САМОЛЕТА

ЛЕТЕТЬ ВПЕРЕДИ САМОЛЕТА

В феврале 2013 года российской гражданской авиации исполнилось 90 лет. Руководство аэропорта Пулково поздравило с юбилеем ее ровесника и заслуженного пилота СССР Александр Григорьевич Федотова.

В рамках публикаций о строительстве нового аэропорта Пулково мы решили взять небольшое интервью у знаменитого пилота, который и по сей день является примером не только для многих российских, но и зарубежных летчиков, ведь ему довелось обучать искусству пилотажа даже пилотов Мали.

Александр Григорьевич и его супруга Нина Владимировна согласились принять корреспондента журнала «СТО» у себя дома.

– Александр Григорьевич, расскажите, пожалуйста, о вашей работе в Пулково.

– Я работал на аэродроме «Шоссейная» (так раньше назывался Пулково) с 1951 года. Сразу после войны он представлял собой заболоченный луг, небольшую площадку для посадки самолетов и несколько деревянных строений. Что я помню хорошо – было очень много голубей, которые, как вы, наверное, знаете, нередко создают опасные ситуации для работы пилотов. Позже были построены ангары для самолетов. Постепенно стало увеличиваться количество рейсов. Тот Пулково со знаменитыми «стаканами», который мы все знаем, появился только в 70-х годах прошлого века.

– Наш журнал следит за строительством нового современного терминала в Пулково. Что вы можете сказать о нем?

– Я видел начало стройки, когда открывали дорожные развязки, и меня поразил масштаб строительства. Денег, конечно, очень много вложено в него, в этом плане Владимир Путин – молодец. Ленинграду давно нужен был большой современный аэропорт.

– То есть необходимость такого объекта ощущалась уже в советское время?

– Конечно, Ленинград стал туристическим центром еще в 50-е годы, и количество как внутренних, так и международных рейсов с каждым годом неуклонно растет. Пассажирам просто тесно и некомфортно в условиях небольшого аэровокзального комплекса.

– Каким, по-вашему, должен быть хороший аэропорт? Вы много где побывали, какой аэропорт вас наиболее впечатлил?

– Мне всегда очень нравился аэропорт в городе Шенефельд в Германии. Там все очень рационально продумано, и пассажирские потоки не пересекаются. Надеюсь, новый Пулково будет таким же комфортным и для пассажиров, и для пилотов. Для летчиков, конечно, очень важным является расширение перрона и рулежных дорожек.

– Для пилотов есть еще одно новшество: теперь все самолеты будут получать электропитание прямо на стоянках.

– Это отличная новость. Раньше для подзарядки самолета его нужно было буквально подтаскивать к специальному ангару – а это задача не из легких, и многие машины таким образом получали повреждения. Конечно, русский человек смекалист и найдет выход из любой ситуации, но зачем же «совершать подвиги», когда можно изначально все грамотно продумать.

– Кстати, о нештатных ситуациях. Как вы считаете, сегодня их больше случается, чем в советское время, или тогда информацию о них просто замалчивали?

– По моим наблюдениям – сейчас авиакатастроф и аварий с участием самолетов действительно стало больше.

– Это связано с устаревшим парком самолетов?

– Скорее, с системой обучения пилотов. Я всегда говорил, что летчику нужна практика в небе, сегодня же ее заменили тренажерами. Я считаю, что все зависит от пилота: он всегда должен как бы лететь впереди самолета: на шаг продумывать каждое действие (как в шахматах), не допускать ни малейшей ситуации, близкой к аварийной, а если такая возникает, – мгновенно исправлять, – реакция должна быть отточенной, а этому на тренажерах не научишься. Жалко ребят, которых не обучают должным образом. Так, в 2006 году в аварии под Донецком погиб сын моего сослуживца Иван Карагодин.

– В связи с этим не могу не вспомнить знаменитый советский фильм «Экипаж» с Георгием Жженовым в главной роли. Скажите, в действительности такие ситуации реальны?

– Сложно судить. Но фильм говорит о том, что в аварийной ситуации медлить нельзя. Ты должен быть готов к любой ситуации, чтобы с ней справиться.

– Вашими пассажирами были многие известные люди. Расскажите, пожалуйста, какой-нибудь запоминающийся случай, связанный с ними…

– В 90-х годах мы перевозили из Москвы в Санкт-Петербург Алексия II, по прибытии в Пулково мы с помощником увидели очень много людей в черных сутанах прямо на взлетной полосе, на что указали Алексию со словами: «Посмотрите, как много людей вас встречает». Патриарх даже бровью не повел и, взмахнув рукой, сказал: «Все суета…»

Беседовал Евгений Бжезински