XXI siezd
ППРК-Сервис
Архив номеров / Архив в электронном виде / СТО 03/10 декабрь 2011 / Газопровод «Северный поток» построен с учетом международных...
Газопровод «Северный поток» построен с учетом   международных и российских стандартов

Газопровод «Северный поток» построен с учетом международных и российских стандартов

Мы уже познакомились с технологией строительства газопровода "Северный поток" непосредственно в море. Но компания Nord Stream осуществляла прокладку газопровода не только под водой, но и на берегу Балтийского моря в бухте Портовая. Протяженность российского берегового участка газопровода "Северный поток " составляет около 1.5 км. О том, какие работы велись на этом участке, мы поговорим с руководителем строительства российского берегового участка газопровода «Северный поток» Панченко Сергеем Михайловичем.

—Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о том, как осуществляется прокладка газопровода непосредственно с берегового участка в море? Ведь трубоукладочное судно не может подойти вплотную к берегу.

    —Процесс укладки трубы на участке пересечения береговой линии выстраивается следующим образом. На берегу и в море подготавливаются траншеи. К анкерному блоку, который располагается на берегу, крепится трос с мощными лебедками. Далее трубоукладочное судно подходит на максимально близкое расстояние к берегу и труба с приваренным к ней специальным мощным оголовком, который способен выдержать нагрузку от  протаскивания,  опускается с судна  в траншею. Предварительно к оголовку крепится трос,  за который при помощи мощной лебедки труба вытаскивается на берег по подготовленной заранее траншее. Далее траншея с уложенной в нее трубой засыпается грунтом. При проектировании особое внимание уделялось величине заглубления трубопровода на мелководном участке. Слой грунта, покрывающий трубу, составляет не менее 1,2 метра от верхней образующей бетонного покрытия трубопровода. Это было сделано для того, чтобы исключить возможность повреждения и смещения  трубы в результате ледовой экзарации. (ред. Ледовая экзарация  - это явление пропахивания донного грунта нижней частью движущихся ледовых образований.) Эти естественные повреждения грунта происходят в зимний период на мелководьях во время движения торосов, но наш трубопровод  надежно защищен от подобных природных воздействий.

    —Толщина стенки трубопровода составляет 41 мм. Расскажите о том, как осуществлялся процесс сваривания трубы.

    —Это сложный, но в тоже время и интересный момент работы. Трубу с толщиной стенки 41 мм. до нас нигде и никто не сваривал. Рассматривались несколько вариантов технологии сварки. Это технология автоматической сварки в среде защитных газов комплексом оборудования фирмы Serimax и технология автоматической сварки проволокой сплошного сечения в среде защитных газов комплексом оборудования фирмы CRC-Еvans AW. В итоге была выбрана технология CRC-Еvans AW. Контроль качества шва осуществлялся неразрушающим методом.

    —А кто проверяет и сертифицирует строительство "Северного потока"?

     —В России нет утвержденных норм морского строительства и поэтому  мы руководствуемся  нормами компании Det Norske Vetitas "Морской стандарт DNV-OS-F10. Подводные трубопроводные системы ", которые признаны  международным сообществом. Технический регламент этой компании регулирует и регламентирует все вопросы проектирования и строительства трубопроводов под водой. Эта же компания и сертифицирует построенный объект. Помимо этого, ведется надзор органами Ростехнадзора, согласно требованиям российского законодательства. Надзор ведется не только на суше, но и на море. Для этого мы организовывали транспортировку  сотрудников Ростехнадзора вертолетом из Петербурга непосредственно на трубоукладочное судно  в море. Строительство газопровода "Северный поток" велось с учетом международных и российских стандартов.

    —С какими трудностями пришлось столкнуться при реализации проекта "Северный поток"?

    —В начале у нас были опасения, что при строительстве анкерного блока могут возникнуть сложности. Анкерный блок представляет собой  массивную железобетонную конструкцию, которая обеспечивает фиксацию трубопровода и ограничивает его движение в результате термического расширения. Проектом было предусмотрено строительство этого блока методом опускного колодца. Нижняя часть анкерного блока была выполнена в виде зуба для облегчения  вхождения конструкции в грунт под собственным весом. Мы предполагали, что одной из проблем при использовании этой технологии станет наличие валунов. В этой местности это частое явление, встречаются валуны диаметром и по 3-4 метра. Было опасение, что при опускании анкерный блок может наткнуться на такой валун. В этом случае рассматривался вариант его дробления. Далее бы производилось извлечение раздробленных частей валуна. Но наши опасения не подтвердились. Все валуны, с которыми нам пришлось столкнуться, были небольшого размера. И нам удалось их извлечь без особых проблем. Отметка нижней точки анкерного блока находится на глубине 12,9 метра от поверхности земли. Также из-за суровой зимы весной 2011 года мы столкнулись с такой проблемой, как позднее таяние льдов в акватории Финского залива и Балтийского моря. Лед стоял достаточно долго и препятствовал началу работ в установленный срок. Но несмотря на все возникшие трудности, нам удалось закончить строительство первой нитки газопровода в срок. На данный момент строится вторая нитка газопровода, запуск которой запланирован на 2012 год.

Беседу вел
Романов Валерий Константинович